C=RU, O="СП ""ДЮСШ"" ГБОУ СОШ 2 ""ОЦ"" им. Г.А. Смолякова с. Б-Черниговка", CN=Мицукова О.П., E=Olga.mitsukova.77@mail.ru 0087faadf9c5965043 2021.08.25 15:26:07+04'00' Пояснительная записка Программа воспитания (далее – Программа) структурного подразделения «ДЮСШ» ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка (далее – СП «ДЮСШ») разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденными 02.06.2020 года на заседании Федерального учебнометодического объединения по общему образованию. Воспитательная образовательного совместной программа процесса деятельности призвана реализовать и тем помочь всем воспитательный самым сделать СП участникам потенциал «ДЮСШ» воспитывающей организацией. Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: формирование у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности. Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в СП «ДЮСШ». В соответствии с данной программой составлен план воспитательной работы с учетом принципов, направлений, содержание и основных модулей. 1. Особенности организуемого воспитательного процесса Процесс воспитания в СП «ДЮСШ» осуществляется по следующим принципам: - безопасность участников образовательного процесса – соблюдение законности прав семьи и ребенка, конфиденциальность информации о ребенке и семье, приоритет безопасности нахождения ребенка в образовательной организации; - основы профессионального обучения – в рамках профессионального воспитания учащийся профессиональной формирует деятельности, уважительное развивает культуру отношение труда, к учится выполнять профессионально-этнические нормы, приобретает понимание значимости трудовой деятельности; - основы социального воспитания – в процессе социального воспитания у учащегося формирует коммуникативные качества, ответственность, толерантность, активность и инициативность, развивается умение следовать нравственным нормам общества; - системно-деятельностная организация воспитания – разнообразие содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе национальных ценностей, системности процесса и целесообразности; - психологическая комфортная среда – создание комфортных условий для развития личности учащихся, организация для каждого ребенка и взрослого положительных взаимодействии эмоций учащихся, и гармоничных педагогов и отношений родителей при (законных представителей); - социальный рост учащихся – развитие личных качеств учащихся для возможности движения по ступеням социального роста: от наблюдателя, участника и до организатора, лидера; - индивидуальная работа с воспитанниками, в том числе с девиантным поведением – создании ситуации успеха, условия для участия в полезной общественно и личностно значимой деятельности, положительное подкрепление, стимулирование. - работа по формированию детского коллектива – объединение воспитание, обучения и творческого развития личности ребенка в единый процесс. Это создает атмосферу взаимного интереса единомышленником и партнерства между педагогами и воспитанниками. - повышение профессионализма и компетентности педагогов дополнительного образования – умение общаться с воспитанниками, стимулировать их духовную энергию, максимизировать самовыражение, осуществлять активизировать патриотическое и духовно-нравственное интеллектуальное,творческое развивать творческий потенциал. и физическое воспитание, развитие, - массовый охват детей м.р. Большечерниговский в возрасте от 5 до 18 лет – реализация воспитательной и образовательных программ осуществляется в сетевой форме в целях повышения эффективности использования инфраструктуры социальных партнеров и расширения возможностей детей в области физкультуры и спорта. 2. Цель и задачи воспитания Общей целью воспитания в СП «ДЮСШ» является формирование у обучающихся духовно-нравственных осуществлению ответственного ценностей, выбора способности собственной к индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе. Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка и его социализации в обществе. В связи с этим важно сочетание работы педагога и усилий самого ребенка по саморазвитию и успешности выполнения поставленной цели – это сотрудничество партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся в физическом развитии, также в занятиях физической культурой и спортом; - сформировать культуру здорового и безопасного образа жизни; - обеспечить духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, трудовое воспитание обучающихся; - создать и обеспечить необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся, а также лиц, проявляющих выдающиеся способности; - социализировать и адаптировать обучающихся в жизни общества; - сформировать общую культуру обучающихся; - поддержать деятельность детских инициатив, направленных на социально-значимый результат; - реализовать потенциал педагогов дополнительного образования в воспитании обучающихся, укрепить коллективные ценности в педагогическом сообществе; - организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное принятие решений по проблемам личностного развития обучающихся. 3. Виды, формы и содержание деятельности Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений – модулях воспитательной работы СП «ДЮСШ». 3.1. Модуль «Ключевые дела» Ключевые дела – это традиционные мероприятия, организуемые педагогами для детей и которые планируются, готовятся, проводятся и анализируются. Это комплекс коллективных дел, в процессе выполнения которых педагоги и все участники группы становятся единым, сплоченным коллективом. На муниципальном уровне: - участие в организации и проведении мероприятий для жителей района. Спортивные, творческие состязания, праздники, которые открывают возможность для развития отношений между учащимися школ района, творческой самореализации школьников; - дискуссионные собрания для обучающихся, педагогов и родителей, в рамках которых происходит обсуждение поведенческих, нравственных, социальных проблем, касающихся коллектива объединения; - участие в спортивных соревнованиях муниципального уровня для повышения мастерства учащихся, развития коллективных ценностей; укрепления статуса учреждения. На уровне организации: - традиционные праздники – ежегодно проводимые праздники и мероприятия в объединениях и группах (музыкальные, творческие, спортивные и т.п.), связанные со значимыми на уровне структурного подразделения, на уровне муниципалитета, региона, России. - коллективные мероприятия, связанные с переходом учащихся на следующий год обучения, символизирующие приобретение социального опыта, развивающие идентичности детей; - церемонии награждения учащихся, педагогов и родителей за активное участие в жизни структурного подразделения, защиту чести организации на соревнованиях, конкурсах и фестивалях различного уровня. На уровне группы: - выбор и делегирование представителей и капитанов команды или объединения, инициативные группы для подготовки ключевых дел; - участие групп и объединений в реализации ключевых дел; - участие в организации и проведении мероприятий и дел, которые направленны на сплочение коллектива объединение коллектива объединения; На индивидуальном уровне: - вовлечение детей в ключевые дела организации, возможность раскрыть свои способности при выполнении различных ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер; - индивидуальная работа и помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, организации и проведения ключевых дел; - коррекция ребенка через частные беседы, совместную работу с другими детьми, определение роли ребенка при подготовке и организации ключевых дел. 3.2. Модуль «Педагог дополнительного образования» Осуществляет работу с группой детей, педагог организует: - работу с коллективом группы; - индивидуальная работа с учащимися объединения, с одаренными детьми; - работа с родителями (законными представителями) учащихся. Работа с коллективом группы: - инициирование, мотивация и поддержка участия группы в ключевых делах организации, осуществление педагогического сопровождения и оказание необходимой помощи детям в их подготовке и проведении; - поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение; Организация и проведение совместных дел с учащимися данной группы, их родителей; интересных и полезных для личностного развития ребенка (интеллектуально-познавательной, гражданско-патриотической, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой и др. направленности), позволяющие: - вовлечь в них детей с самыми разними потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них. - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися группы и объединения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; - проведение мероприятия и праздников для плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе; Сплочение коллектива группы через: - игры и тренинги на сплочение и командообразование, развитие самоуправленческих начал и организаторских, лидерских качеств, умений и навыков; - прогулки, экскурсии, организуемые педагогами дополнительного образования совместно с родителями; - празднование в объединение дней рождения детей, включающие в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши и т.д.; - регулярные внутригрупповые «огоньки» и творческие дела, дающие каждому учащемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни группы. - мотивация исполнения существующих и выработка совместно с обучающимися новых правил и законов объединения, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в организации в рамках уклада жизни структурного подразделения. Индивидуальная работа с учащимися: - создание педагогических ситуаций, в играх, подгружающих ребенка в мир человеческих отношений для изучения особенностей личностного развития учащихся коллектива объединения; - оказание поддержки ребенку в решении важных для него жизненных ситуаций и проблем, когда каждая проблема преобразуется педагогом в задачу для учащегося, которую они стараются решить; - мотивация ребенка на участие в жизни группы, объединения, структурного подразделения на участие в общественном/молодежном движении; - коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися группы. Работа с родителями учащихся: - регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения в целом; - организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся; - создание и организация работы родительских комитетов групп, активно участвующих в жизни объединений и образовательной организацией для решения вопросов воспитания и обучения их детей; - привлечения членов семей учащихся к организации и проведению дел объединения; - организация в группах семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и коллектива. 3.3 Модуль «Занятие в дополнительном образовании» Реализация педагогами предполагает следующее: воспитательного потенциала занятия - установление доверительных отношений между педагогом и учащимися, способствующих позитивному восприятию детей требований и просьб педагога, привлечению их внимания к действию педагога, темы обсуждаемой на занятии, активизации их деятельности; - побуждение детей соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемого, организация работы с получаемыми на занятиях умениями, знаниями и навыками - инициирование обсуждения, высказывание и предложения по теме занятия; - применение на занятиях интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, познавательную деловых, мотивацию ситуационных школьников; игр, дискуссий, стимулирующих которые дают учащимися возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к выполнению заданий, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. 3.4 Модуль «Медиа в дополнительном образовании» Цель медиа ресурса в дополнительном образовании (совместно создаваемых учащимися и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал медиа-ресурсов реализуется в рамках следующих видов форм деятельности: - телестудия – созданная из заинтересованных добровольцев, группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение групповых праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований; - интернет-группа – разновозрастное сообщество учащихся и педагогов, поддерживающих интернет-сайт структурного подразделения и группу в социальных сетях по направлению с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечение внимание общественности к образовательной организации, информационного продвижения ценностей и организации виртуальной - групповые сообщества, в которых детьми, педагогами и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для образовательной организации вопросы; 3.5. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая предметно-эстетическая среда СП «ДЮСШ», при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствуют формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком на занятиях. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляет через такие формы работы с предметно-эстетической средой как: - оформление интерьера помещения, где проходят занятия и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок учащихся на учебных занятиях; - организация рабочего места в соответствии с требованиями санитарноэпидемиологических норм для проведения занятий, рациональное использование спортивного инвентаря, создающие стиль и комфорт. 3.6. Модуль «Добровольческая деятельность» Добровольческая и волонтерская деятельность развевает таланты и способности у детей и молодежи путем поддержки общественных инициатив и проектов, вовлечения их в социально-полезную деятельность. Показателем добровольческой деятельности является увеличение численности обучающихся, вовлеченных в общественно-полезную благотворительную деятельность. Добровольческая и волонтерская деятельность в СП «ДЮСШ» осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: - оказание помощи категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке; - участие в защите и охране окружающей среды и благоустройстве территорий, реставрации памятников духовного и культурного наследия; - участие в развитие и популяризации физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни; - участие в мероприятиях, направленных на профилактику негативных проявлений в молодежной среде; - участие в проведение массовых, культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий разного уровня; - участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого волонтера. 3.7. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся с СП «ДЮСШ» осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На уровне организации: - индивидуальные встречи родителей с администрацией структурного подразделения по интересующим вопросам образовательной и воспитательной деятельности; - встречи педагогов, кураторов объединений и родителей воспитанников по интересующим вопросам обучения и воспитания; - социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов. На уровне объединения: - родительский комитет объединения, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей группы; - родительские дни, во время которых родители могут посещать учебные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации; - родительские собрания, происходящие в режиме обучения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся в группе; - социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные педагоги. На индивидуальном уровне: - работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; - участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; - помощь со стороны родителей в подготовке и проведении ключевых дел, подготовки и участие в соревнованиях, конкурсах и фестивалях; - индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей). 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемый в структурном подразделении воспитательной работы осуществляется по выбранным самой организацией направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в образовательной организации, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на изучение содержания и разнообразия деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановкой ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности. Основными направлениями анализа организуемого в образовательной организации воспитательного процесса могут быть следующие: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого отделения СП. Осуществляется совместно с анализ педагогом инструктором – дополнительного методистом, образования инструктором по ФК с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета образовательной организации. Способом получения информации социализации и саморазвития о обучающихся результатах является воспитания, педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. Состояние организуемой в СП совместной деятельности детей и 2. взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ инструктором-методистом, начальником СП, педагогами дополнительного образования, активом старшеклассников и представителями родительских комитетов, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной организации и отделения. Способами получения информации о состоянии организуемой в СП совместной с деятельности обучающимися и их детей и родителями взрослых могут (законными быть беседы представителями), педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности педагогов дополнительного образования и их отделений; - качеством организуемой в СП внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала секционных занятий; - качеством существующего в СП ученического самоуправления; - качеством проводимых в образовательной организации экскурсий, походов; - качеством профориентационной работы образовательной организации; - качеством работы медиа образовательной организации; - качеством организации предметно-эстетической среды СП; - качеством взаимодействия образовательной организации и семей обучающихся. Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений