Программа ВОСПИТАНИЯ (1) подписано

C=RU, O="СП ""ДЮСШ"" ГБОУ
СОШ 2 ""ОЦ"" им. Г.А.
Смолякова с. Б-Черниговка",
CN=Мицукова О.П.,
E=Olga.mitsukova.77@mail.ru
0087faadf9c5965043
2021.08.25 15:26:07+04'00'

Пояснительная записка
Программа

воспитания

(далее

–

Программа)

структурного

подразделения «ДЮСШ» ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова
с. Большая Черниговка (далее – СП «ДЮСШ») разработана в соответствии с
методическими

рекомендациями

«Примерная

программа

воспитания»,

утвержденными 02.06.2020 года на заседании Федерального учебнометодического объединения по общему образованию.
Воспитательная
образовательного
совместной

программа
процесса

деятельности

призвана

реализовать
и

тем

помочь

всем

воспитательный

самым

сделать

СП

участникам
потенциал
«ДЮСШ»

воспитывающей организацией.
Вместе

с

тем,

Программа

призвана

обеспечить

достижение

обучающимися личностных результатов: формирование у них основы
российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к
познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые
качества личности.
Данная

программа

воспитания

показывает

систему

работы

с

обучающимися в СП «ДЮСШ».
В соответствии с данной программой составлен план воспитательной
работы с учетом принципов, направлений, содержание и основных модулей.
1. Особенности организуемого воспитательного процесса
Процесс воспитания в СП «ДЮСШ» осуществляется по следующим
принципам:
- безопасность участников образовательного процесса – соблюдение
законности прав семьи и ребенка, конфиденциальность информации о
ребенке

и

семье,

приоритет

безопасности

нахождения

ребенка

в

образовательной организации;
- основы профессионального обучения – в рамках профессионального
воспитания

учащийся

профессиональной

формирует

деятельности,

уважительное

развивает

культуру

отношение
труда,

к

учится

выполнять профессионально-этнические нормы, приобретает понимание
значимости трудовой деятельности;
- основы социального воспитания – в процессе социального
воспитания

у

учащегося

формирует

коммуникативные

качества,

ответственность, толерантность, активность и инициативность, развивается
умение следовать нравственным нормам общества;
- системно-деятельностная организация воспитания – разнообразие
содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на
основе национальных ценностей, системности процесса и целесообразности;
- психологическая комфортная среда – создание комфортных условий
для развития личности учащихся, организация для каждого ребенка и
взрослого

положительных

взаимодействии

эмоций

учащихся,

и

гармоничных

педагогов

и

отношений

родителей

при

(законных

представителей);
- социальный рост учащихся – развитие личных качеств учащихся для
возможности движения по ступеням социального роста: от наблюдателя,
участника и до организатора, лидера;
-

индивидуальная

работа

с

воспитанниками,

в

том

числе

с девиантным поведением – создании ситуации успеха, условия для участия
в полезной общественно и личностно значимой деятельности, положительное
подкрепление, стимулирование.
- работа по формированию детского коллектива – объединение
воспитание, обучения и творческого развития личности ребенка в единый
процесс. Это создает атмосферу взаимного интереса единомышленником и
партнерства между педагогами и воспитанниками.
- повышение профессионализма и компетентности педагогов
дополнительного образования – умение общаться с воспитанниками,
стимулировать их духовную энергию, максимизировать самовыражение,
осуществлять
активизировать

патриотическое

и

духовно-нравственное

интеллектуальное,творческое

развивать творческий потенциал.

и

физическое

воспитание,
развитие,

- массовый охват детей м.р. Большечерниговский в возрасте
от 5 до 18 лет – реализация воспитательной и образовательных программ
осуществляется в сетевой форме в целях повышения эффективности
использования инфраструктуры социальных партнеров и расширения
возможностей детей в области физкультуры и спорта.
2. Цель и задачи воспитания
Общей целью воспитания в СП «ДЮСШ» является формирование у
обучающихся

духовно-нравственных

осуществлению

ответственного

ценностей,

выбора

способности

собственной

к

индивидуальной

образовательной траектории, способности к успешной социализации в
обществе.
Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной
динамики развития личности ребенка и его социализации в обществе. В связи
с этим важно сочетание работы педагога и усилий самого ребенка по
саморазвитию и успешности выполнения поставленной цели – это
сотрудничество партнерские отношения являются важным фактором успеха
в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет
способствовать решение следующих основных задач:
-

удовлетворить

индивидуальные

потребности

обучающихся

в

физическом развитии, также в занятиях физической культурой и спортом;
- сформировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
-

обеспечить

духовно-нравственное,

гражданско-патриотическое,

военно-патриотическое, трудовое воспитание обучающихся;
- создать и обеспечить необходимые условия для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся, а
также лиц, проявляющих выдающиеся способности;
- социализировать и адаптировать обучающихся в жизни общества;
- сформировать общую культуру обучающихся;
- поддержать деятельность детских инициатив, направленных на
социально-значимый результат;

- реализовать потенциал педагогов дополнительного образования в
воспитании

обучающихся,

укрепить

коллективные

ценности

в

педагогическом сообществе;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными

представителями,

направленную

на

совместное

принятие

решений по проблемам личностного развития обучающихся.
3. Виды, формы и содержание деятельности
Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется
в рамках следующих направлений – модулях воспитательной работы
СП «ДЮСШ».
3.1. Модуль «Ключевые дела»
Ключевые дела – это традиционные мероприятия, организуемые
педагогами для детей и которые планируются, готовятся, проводятся и
анализируются. Это комплекс коллективных дел, в процессе выполнения
которых педагоги и все участники группы становятся единым, сплоченным
коллективом.
На муниципальном уровне:
- участие в организации и проведении мероприятий для жителей района.
Спортивные,

творческие

состязания,

праздники,

которые

открывают

возможность для развития отношений между учащимися школ района,
творческой самореализации школьников;
- дискуссионные собрания для обучающихся, педагогов и родителей, в
рамках которых происходит обсуждение поведенческих, нравственных,
социальных проблем, касающихся коллектива объединения;
- участие в спортивных соревнованиях муниципального уровня для
повышения мастерства

учащихся, развития коллективных ценностей;

укрепления статуса учреждения.
На уровне организации:
- традиционные праздники – ежегодно проводимые праздники и
мероприятия

в

объединениях

и

группах

(музыкальные,

творческие,

спортивные и т.п.), связанные со значимыми на уровне структурного
подразделения, на уровне муниципалитета, региона, России.
- коллективные мероприятия, связанные с переходом учащихся на
следующий год обучения, символизирующие приобретение социального
опыта, развивающие идентичности детей;
- церемонии награждения учащихся, педагогов и родителей за активное
участие в жизни структурного подразделения, защиту чести организации на
соревнованиях, конкурсах и фестивалях различного уровня.
На уровне группы:
- выбор и делегирование представителей и капитанов команды или
объединения, инициативные группы для подготовки ключевых дел;
- участие групп и объединений в реализации ключевых дел;
- участие в организации и проведении мероприятий и дел, которые
направленны

на

сплочение

коллектива

объединение

коллектива

объединения;
На индивидуальном уровне:
- вовлечение детей в ключевые дела организации, возможность раскрыть
свои способности при выполнении различных ролей: активный участник,
инициатор, организатор, лидер;
- индивидуальная работа и помощь ребенку (при необходимости) в
освоении навыков подготовки, организации и проведения ключевых дел;
- коррекция ребенка через частные беседы, совместную работу с
другими детьми, определение роли ребенка при подготовке и организации
ключевых дел.
3.2. Модуль «Педагог дополнительного образования»
Осуществляет работу с группой детей, педагог организует:
- работу с коллективом группы;
- индивидуальная работа с учащимися объединения, с одаренными
детьми;
- работа с родителями (законными представителями) учащихся.
Работа с коллективом группы:

- инициирование, мотивация и поддержка участия группы в ключевых
делах организации, осуществление педагогического сопровождения и
оказание необходимой помощи детям в их подготовке и проведении;
- поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение;
Организация и проведение совместных дел с учащимися данной группы,
их родителей; интересных и полезных для личностного развития ребенка
(интеллектуально-познавательной, гражданско-патриотической, трудовой,
спортивно-оздоровительной,

духовно-нравственной,

творческой

и

др.

направленности), позволяющие:
- вовлечь в них детей с самыми разними потребностями и тем самым
дать им возможность самореализоваться в них.
- установить и упрочить доверительные отношения с учащимися группы
и объединения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения в обществе;
- проведение мероприятия и праздников для плодотворного и
доверительного общения педагога и школьников, основных на принципах
уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции
каждого ребенка в беседе;
Сплочение коллектива группы через:
- игры и тренинги на сплочение и командообразование, развитие
самоуправленческих начал и организаторских, лидерских качеств, умений и
навыков;
- прогулки, экскурсии, организуемые педагогами дополнительного
образования совместно с родителями;
- празднование в объединение дней рождения детей, включающие в себя
подготовленные

микрогруппами

поздравления,

сюрпризы,

творческие

подарки и розыгрыши и т.д.;
- регулярные внутригрупповые «огоньки» и творческие дела, дающие
каждому учащемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни
группы.

- мотивация исполнения существующих и выработка совместно с
обучающимися новых правил и законов объединения, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
организации в рамках уклада жизни структурного подразделения.
Индивидуальная работа с учащимися:
- создание педагогических ситуаций, в играх, подгружающих ребенка в
мир человеческих отношений для изучения особенностей личностного
развития учащихся коллектива объединения;
- оказание поддержки ребенку в решении важных для него жизненных
ситуаций и проблем, когда каждая проблема преобразуется педагогом в
задачу для учащегося, которую они стараются решить;
- мотивация ребенка на участие в жизни группы, объединения,
структурного подразделения на участие в общественном/молодежном
движении;
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися группы.
Работа с родителями учащихся:
- регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их
детей, о жизни объединения в целом;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся;
- создание и организация работы родительских комитетов групп,
активно участвующих в жизни объединений и образовательной организацией
для решения вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечения членов семей учащихся к организации и проведению дел
объединения;
-

организация

в

группах

семейных

праздников,

конкурсов,

соревнований, направленных на сплочение семьи и коллектива.
3.3 Модуль «Занятие в дополнительном образовании»
Реализация

педагогами

предполагает следующее:

воспитательного

потенциала

занятия

-

установление

доверительных

отношений

между

педагогом

и

учащимися, способствующих позитивному восприятию детей требований и
просьб педагога, привлечению их внимания к действию педагога, темы
обсуждаемой на занятии, активизации их деятельности;
- побуждение детей соблюдать на занятиях общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемого,
организация работы с получаемыми на занятиях умениями, знаниями и
навыками
- инициирование обсуждения, высказывание и предложения по теме
занятия;
- применение на занятиях интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных,
познавательную

деловых,

мотивацию

ситуационных
школьников;

игр,

дискуссий,

стимулирующих
которые

дают

учащимися возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к выполнению заданий, налаживанию позитивных
межличностных

отношений

в

группе,

помогают

установлению

доброжелательной атмосферы во время занятия.
3.4 Модуль «Медиа в дополнительном образовании»
Цель медиа ресурса в дополнительном образовании (совместно
создаваемых учащимися и педагогами средств распространения текстовой,
аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации учащихся. Воспитательный потенциал медиа-ресурсов
реализуется в рамках следующих видов форм деятельности:
- телестудия – созданная из заинтересованных добровольцев, группа
информационно-технической

поддержки

школьных

мероприятий,

осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение групповых
праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований;
- интернет-группа – разновозрастное сообщество учащихся и педагогов,
поддерживающих интернет-сайт структурного подразделения и группу в
социальных сетях по направлению с целью освещения деятельности
образовательной организации в информационном пространстве, привлечение
внимание

общественности

к

образовательной

организации,

информационного продвижения ценностей и организации виртуальной
- групповые сообщества, в которых детьми, педагогами и родителями
могли бы открыто обсуждаться значимые для образовательной организации
вопросы;
3.5. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая предметно-эстетическая среда СП «ДЮСШ», при условии
ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося,
способствуют формированию у него чувства вкуса и стиля, создает
атмосферу

психологического

комфорта,

поднимает

настроение,

предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком на занятиях.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляет через такие формы
работы с предметно-эстетической средой как:
- оформление интерьера помещения, где проходят занятия и их
периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством
разрушения негативных установок учащихся на учебных занятиях;
- организация рабочего места в соответствии с требованиями санитарноэпидемиологических

норм

для

проведения

занятий,

рациональное

использование спортивного инвентаря, создающие стиль и комфорт.
3.6. Модуль «Добровольческая деятельность»
Добровольческая и волонтерская деятельность развевает таланты и
способности у детей и молодежи путем поддержки общественных инициатив
и проектов, вовлечения их в социально-полезную деятельность. Показателем
добровольческой

деятельности

является

увеличение

численности

обучающихся, вовлеченных в общественно-полезную благотворительную
деятельность.
Добровольческая и волонтерская деятельность в СП «ДЮСШ»
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- оказание помощи категориям и группам лиц, нуждающимся в
посторонней помощи и поддержке;
- участие в защите и охране окружающей среды и благоустройстве
территорий, реставрации памятников духовного и культурного наследия;
- участие в развитие и популяризации физической культуры и спорта,
пропаганде здорового образа жизни;
- участие в мероприятиях, направленных на профилактику негативных
проявлений в молодежной среде;
- участие в проведение массовых, культурных, физкультурных,
спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий разного
уровня;
- участие в создании возможностей для творческого самовыражения и
раскрытия творческого потенциала каждого волонтера.
3.7. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной
организации в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся с
СП «ДЮСШ» осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
На уровне организации:
- индивидуальные встречи родителей с администрацией структурного
подразделения

по

интересующим

вопросам

образовательной

и

воспитательной деятельности;
- встречи педагогов, кураторов объединений и родителей воспитанников
по интересующим вопросам обучения и воспитания;

- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие
родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации педагогов.
На уровне объединения:
- родительский комитет объединения, участвующий в решении вопросов
воспитания и социализации детей группы;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать учебные
занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в образовательной организации;
- родительские собрания, происходящие в режиме обучения наиболее
острых проблем обучения и воспитания обучающихся в группе;
- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные педагоги.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении ключевых
дел, подготовки и участие в соревнованиях, конкурсах и фестивалях;
-

индивидуальное

консультирование

с

целью

координации

воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей).
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ

организуемый

в

структурном

подразделении

воспитательной работы осуществляется по выбранным самой организацией
направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в образовательной организации, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий на уважительное отношение к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий на изучение содержания и разнообразия деятельности,
характер общения и отношений между обучающимися и педагогами;
-

принцип

развивающего

характера

осуществляемого

анализа,

ориентирующий на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановкой ими цели и
задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с
обучающимися деятельности.
Основными направлениями анализа организуемого в образовательной
организации воспитательного процесса могут быть следующие:
1.

Результаты

воспитания,

социализации

и

саморазвития

школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся каждого отделения СП.
Осуществляется
совместно

с

анализ

педагогом

инструктором

–

дополнительного

методистом,

образования

инструктором

по

ФК

с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического
совета образовательной организации.
Способом

получения

информации

социализации и саморазвития

о

обучающихся

результатах
является

воспитания,

педагогическое

наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся
удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не

удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу.
Состояние организуемой в СП совместной деятельности детей и

2.
взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной
и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ инструктором-методистом, начальником СП,
педагогами дополнительного образования, активом старшеклассников и
представителями

родительских

комитетов,

хорошо

знакомыми

с деятельностью образовательной организации и отделения.
Способами получения информации о состоянии организуемой в СП
совместной
с

деятельности

обучающимися

и

их

детей

и

родителями

взрослых

могут

(законными

быть

беседы

представителями),

педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости –
их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании
педагогического совета.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности педагогов дополнительного
образования и их отделений;
- качеством организуемой в СП внеурочной деятельности;
-

качеством

реализации

личностно

развивающего

потенциала

секционных занятий;
- качеством существующего в СП ученического самоуправления;
- качеством проводимых в образовательной организации экскурсий,
походов;
- качеством профориентационной работы образовательной организации;
- качеством работы медиа образовательной организации;
- качеством организации предметно-эстетической среды СП;

- качеством взаимодействия образовательной организации и семей
обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации
воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над
которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект
направленных на это управленческих решений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».